Песнь для другого Рождества (A Carol for Another Christmas, 1964)
A Song for Another Christmas) — телевизионная драма, основанная на классической «Рождественской песне» Чарльза Диккенса. Состоятельный американский промышленник Дэниел Градж расстроен перед Рождеством. Он не может смириться со смертью своего 22-летнего сына, погибшего в Рождество 1944 года во время Второй мировой войны. Грэдж считает, что Америка не должна вмешиваться в международные дела, а вмешательство во Вторую мировую войну было огромной ошибкой. В канун Рождества к Даниэлю приходит Дух Рождества, который переносит его в начало 20 века, в разгар Первой мировой войны.
Содержание фильма «Песнь для другого Рождества»
В канун Рождества богатый американский промышленник Дэниел Градж (Хейден) сидит один в темной комнате своего особняка и слушает запись популярной песни времен Второй мировой войны «Don’t Sit Under the Apple Tree (with Anyone Else But Me)» группы The Andrews Sisters. Он смотрит на висящую на стене витрину с военными медалями в рамке и, кажется, вот-вот заплачет. Он выключает проигрыватель, но, выходя из комнаты, слышит, как пластинка, несмотря на выключенный проигрыватель, снова начинает играть по собственному желанию. Внизу он встречает посетителя — своего племянника Фреда (Газзара). Грязнуля едко замечает, что Фред всегда обращается к нему за помощью по разным вопросам, и спрашивает, какое дело он продвигает на этот раз. Фред жалуется на то, что Грудж использовал свое влияние, чтобы отменить программу культурного обмена, которую университет Фреда планировал провести с польским коллегой. В последующем споре с Фредом Градж занимает изоляционистскую позицию, согласно которой США не должны вмешиваться в международные дела и не участвовать ни в программах культурного обмена, ни в иностранной помощи нуждающимся, ни в дискуссиях в ООН. Грязнуля не доверяет иностранным государствам и считает, что США должны наращивать свой арсенал, включая ядерное оружие, и быть уверенными в том, что другие страны знают, что США готовы его применить. Фред не согласен с этим мнением и считает, что США должны помогать всем нуждающимся и развивать международное общение, чтобы избежать в будущем войн и ядерного уничтожения. Уходя, Фред напоминает дяде, что у них есть одна общая черта — любовь к сыну Граджа Марли, погибшему во Второй мировой войне в канун Рождества 1944 года.
После ухода Фреда Грязнуля снова слышит, как наверху играет пластинка, и видит короткое видение погибшего Марли, сидящего за столом в столовой. Внезапно Грязнуля оказывается на палубе затянутого туманом военного корабля, на котором стоят гробы, задрапированные флагами, и охраняются солдатами, стоящими по стойке смирно. Солдат на борту представляется Призраком Прошлого Рождества (Лоуренс) и объясняет, что на корабле находятся погибшие всех стран Первой мировой войны; сквозь туман Градж видит второе судно с погибшими Второй мировой войны и понимает, что они находятся в огромном конвое, перевозящем погибших в ходе конфликтов на протяжении всей истории человечества. Призрак предполагает, что для того, чтобы остановить убийства, нужно больше времени проводить за разговорами, поскольку, когда разговоры прекращаются, начинаются бои. Он и Градж вспоминают сцену из прошлого Граджа, в которой он, командующий ВМС, в сопровождении своего водителя WAVE (Сэйнта) посещает госпиталь в разрушенной Хиросиме и видит японских школьников, чьи лица были уничтожены атомной бомбой.
Войдя в дверь, Грязнуля встречает Призрака Рождества (Хингл), который пирует на обеденном столе Грязнули за непомерно большим рождественским ужином. Новый Призрак включает свет и показывает Грязнуле, что рядом со столовой находится лагерь для перемещенных лиц из разных стран, бедных, голодных и не имеющих нормального жилья. Эти люди ищут еду в снегу, а Призрак ест у них на глазах. Когда Грязнуля критикует Призрака за такое поведение, тот напоминает Грязнуле о том, что, отказавшись от пожертвований нуждающимся, он сделал их менее нуждающимися и более самодостаточными. Призрак изводит Грязнулю статистикой и информацией о нуждающихся людях в мире и в конце концов в порыве гнева срывает скатерть, вываливая на пол огромное количество остатков еды. Грязнуля не может больше терпеть и убегает в темноту.
Грудж попадает в разрушенные руины, в которых он узнает свою местную ратушу, и встречает Призрака Рождественского будущего (Шоу). Призрак объясняет, что ратуша была разрушена в результате катастрофического ядерного конфликта, погубившего большую часть населения Земли. В ратушу входят несколько выживших, во главе с демагогом по имени «Императорский Я» (Селлерс), одетым в костюм пилигрима и ковбойскую шляпу с короной. Толпа ликует, когда Императорский Я проходит парадом и произносит речь, призывающую каждого человека действовать как личность в своих собственных интересах. Грудж наблюдает за тем, как его дворецкий Чарльз (Родригес) безуспешно пытается убедить толпу в том, что для выживания человечества необходимо действовать коллективно ради всеобщего блага. Император Я и толпа издеваются над Чарльзом, считая его сумасшедшим, и избивают его. В конце концов, Император Я заставляет Чарльза выйти вперед и обвиняет его в государственной измене. Чарльз пытается бежать, но его застреливает маленький мальчик в ковбойском костюме. Над телом Чарльза рыдает кухарка Груджа Руби (Тир), а толпа во главе с Императором Я с энтузиазмом готовится сначала убить людей за рекой, которые подошли к ним поговорить, а затем убивать друг друга, пока не останется только один человек. Взволнованный Грудж спрашивает Призрака, каков этот мир — «такой, каким он должен быть, или такой, каким он может быть», но Призрак просто уходит, не ответив.
Потрясенный Грэдж просыпается в реальном мире в рождественское утро на полу в своем нетронутом кабинете с телефоном в руке. Появляется его племянник Фред и говорит, что Грязнуля позвонил ему в три часа ночи и попросил зайти по пути в церковь. Грязнуля извиняется перед Фредом за свои высказывания, сделанные накануне вечером, и, не объясняя причин своего перелома, заявляет об осторожной поддержке ООН и международной дипломатии как способа предотвращения будущих войн. В дальнейшем Грязнуля демонстрирует свой новый интернационализм, наслаждаясь радиопередачей, в которой дети делегатов ООН поют рождественские гимны на своих родных языках. Фред уходит, а Градж, вместо того чтобы, как обычно, попросить Чарльза подать ему на подносе, отправляется на кухню, чтобы выпить свой утренний рождественский кофе вместе с Чарльзом и Руби.
Режиссер | Джозеф Лео Манкевич |
В ролях | Стерлинг Хейден, Ева Мари Сэйнт, Бен Газзара, Барбара Энн Тьер, Стив Лоуренс, Джеймс Шигета, Пэт Хингл, Роберт Шоу, Питер Селлерс, Бритт Эклунд |
Страна | США |
Премьера | 28 декабря 1964 г. (мир) |
Продюсеры | Джозеф Лео Манкевич, Эдгар Розенберг |
Сценарий | Род Серлинг, Чарльз Диккенс |
Оператор | Артур Дж. Орниц |
Композитор | Генри Манчини |